Положение о психолого-педагогическом консилиуме (ППК) в ДОУ

ПРИНЯТО:
На педагогическом совете
МКДОУ «Д/с «Сауле»
Протокол №______
от «___»_________ 2021 г.

УТВЕРЖДЕНО:
Заведующий МКДОУ Д/с «Сауле»
___________ Э.Я.Мурзабекова
Приказ № ____________
от «___»_________ 2021 г.

Положение о психолого-педагогическом консилиуме (ППК) в ДОУ
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о психолого-педагогическом консилиуме в МКДОУ «Д/с «Сауле»
(далее – Положение) разработано в соответствии с Федеральным Законом «Об образовании в
Российской Федерации» от 29.12.2012 года №273-ФЗ с изменениями на 2 июля 2021 года (ст. 42),
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.09.2013 года №1082
«Об утверждении положения о психолого–медико-педагогической комиссии» (далее – ПМПк),
Распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 09.09.2019 года №Р-93 «Об
утверждении Примерного Положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной
организации», письмом Минобразования России от 27.03.2000 года №27/901-6 «О психологомедико-педагогическом консилиуме образовательного учреждения», Уставом дошкольного
образовательного учреждения.
1.2. Данное Положение о психолого-педагогическом консилиуме (ППК) в ДОУ определяет цель,
задачи и функции психолого-педагогического консилиума детского сада, а также его структуру и
режим деятельности, описывает алгоритм проведения обследования и содержание рекомендаций
консилиума по организации психолого-педагогического сопровождения воспитанников,
устанавливает права и обязанности участников консилиума, устанавливает перечень
документации психолого-педагогического консилиума в дошкольном образовательном
учреждении.
1.3. Психолого-педагогический консилиум (далее – Консилиум) в своей деятельности
руководствуется Конвенцией ООН о правах ребёнка, Конституцией и Законами Российской
Федерации, рекомендациями региональных и муниципальных органов управления образования,
Уставом ДОУ и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации,
регламентирующими деятельность дошкольного образовательного учреждения.
1.4. Консилиум является одной из организационных форм совместной деятельности специалистов
службы психолого-педагогического сопровождения, направленной на решение задач комплексной
оценки особенностей развития, возможностей, особых образовательных потребностей
воспитанников и определения стратегии оказания психолого-педагогической помощи как в самом
дошкольном образовательном учреждении, так и за его пределами.
1.5. Консилиум служит для формирования всестороннего и целостного представления об
отдельном воспитаннике, группе, которое складывается из профессиональных мнений (суждений)
педагогов и специалистов сопровождения, а также участников образовательной деятельности,
заинтересованных в успешном воспитании, обучении и развитии детей.
2. Цель, задачи и функции психолого-педагогического консилиума в ДОУ
2.1. Целью деятельности Консилиума является разработка системы психолого-педагогической
помощи воспитанникам, имеющим трудности в освоении основной образовательной программы,
развитии и социальной адаптации, исходя из реальных возможностей детского сада и в
соответствии с особыми образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными

особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья детей. 2.2. Задачами
деятельности Консилиума дошкольного образовательного учреждения являются:
•
организация и проведение комплексной психолого-педагогической диагностики
воспитанника с использованием современных диагностических методик, направленных на
выявление актуального уровня развития детей, а именно: особенностей сенсомоторного развития,
познавательной деятельности, эмоционально-личностной сферы, уровня развития речи, и
определение потенциальных возможностей воспитанников;
•
выявление детей, не проходивших ПМПк, но, тем не менее, нуждающихся в
дополнительных специализированных условиях и помощи со стороны различных специалистов
для успешной адаптации и воспитания; организация работы с родителями таких детей по
выполнению рекомендаций и направлению их на ПМПк;
•
определение характера, продолжительности и эффективности психолого-педагогической,
коррекционно-развивающей помощи в условиях ДОУ;
•
подбор дифференцированных психолого-педагогических технологий сопровождения,
необходимых для коррекции недостатков развития и реализации программы сопровождения;
•
содействие созданию специальных условий воспитания детей с ОВЗ и инвалидностью в
соответствии с заключением ПМПк;
•
отслеживание динамики развития воспитанника и эффективности реализации программ
коррекционно-развивающей работы;
•
координация и согласование межпрофессионального взаимодействия и планов работы по
сопровождению воспитанников;
•
разработка рекомендаций воспитателям и другим педагогам для обеспечения
индивидуально-дифференцированного подхода к воспитанникам в образовательной деятельности;
•
подготовка и ведение документации, отражающей оценку уровня актуального развития
воспитанника, динамику его состояния, уровень успеваемости, а также характеристики или
заключения для предоставления при необходимости в ПМПк (Приказ Минобразования и науки
Российской Федерации от 20 сентября 2013 года №1082 «Об утверждении Положения о
психолого-медико-педагогической комиссии», п. 15).
2.3. Психолого-педагогический консилиум дошкольного образовательного учреждения выполняет
следующие функции:
•
экспертно-диагностическая – определяет качество, комплексность, всесторонность и
достоверность диагностики развития воспитанника, трудностей в усвоении основной
образовательной программы, социальной адаптации на разных возрастных этапах;
•
аналитическая – предусматривает проведение каждым специалистом глубокого, системного
и всестороннего анализа первичной информации о воспитаннике и результатах обследования на
Консилиуме;

•
методическая – реализуется через формирование и использование пакетов
стандартизированных диагностических методик для обследования детей разного возраста в
условиях Консилиума; соблюдение требований к процедуре обследования воспитанника, к
формам документации и статистической отчетности по результатам деятельности Консилиума;
•
функция сопровождения заключается в проектировании программы сопровождения и
оценке эффективности психолого-педагогической помощи;
•
социально-адаптивная – предполагает защиту интересов воспитанника и его семьи,
оказание поддержки при включении воспитанника в образовательную деятельность.
3. Структура психолого-педагогического консилиума в ДОУ
3.1. ППк создаётся приказом заведующего дошкольным образовательным учреждением на
текущий учебный год. Общее руководство Консилиума возлагается на заместителя заведующего
по учебно-воспитательной работе. Приказом заведующего детским садом утверждается
положение о ППк, его состав, график работы, формы документов, председатель из числа
административно-управленческого состава и секретарь. 3.2. Заседания Консилиума проводятся
под руководством председателя ППк или лица, исполняющего его обязанности. В состав
Консилиума входит заместитель заведующего по УВР, педагог-психолог при наличии, учительлогопед, учитель-дефектолог (при наличии), социальный педагог. 3.3. На заседание ППк
приглашаются воспитатели, педагоги (музыкальный руководитель, инструктор по физической
культуре), работающие с конкретными воспитанниками. 3.4. Документы ППк, включая карты
развития воспитанников, получающих психолого-педагогическое сопровождение, хранятся у
председателя Консилиума и выдаются педагогическим работникам при необходимости. 3.5. Ход
заседания фиксируется в протоколе. Протокол ППк оформляется не позднее пяти рабочих дней
после проведения заседания и подписывается всеми участниками заседания ППк. 3.6.
Деятельность Консилиума основана на принципах коллегиальности с установлением
ответственности специалистов за исполнение решений, отраженных в протоколе заседания. 3.6.
Коллегиальное решение ППк, содержащее обобщенную характеристику воспитанника и
рекомендации по организации психолого-педагогического сопровождения, фиксируются в
заключении. Заключение подписывается всеми членами ППк в день проведения заседания и
содержит коллегиальный вывод с соответствующими рекомендациями, которые являются
основанием для реализации психолого-педагогического сопровождения обследованного ребенка.
3.7. Коллегиальное заключение ППк доводится до сведения родителей (законных представителей)
в день проведения заседания. В случае несогласия родителей (законных представителей)
воспитанника с коллегиальным заключением ППк они выражают свое мнение в письменной
форме в соответствующем разделе заключения ППк, а образовательная деятельность
осуществляется по ранее установленной образовательной программе в соответствии с
федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. 3.8.
Коллегиальное заключение ППк доводится до сведения педагогических работников, работающих
с обследованным воспитанником, и специалистов, участвующих в его психолого-педагогическом
сопровождении, не позднее трех рабочих дней после проведения заседания. 3.9. При направлении
воспитанника на психолого-медико-педагогическую комиссию оформляется Представление
Консилиума. Представление ППк на воспитанника для предоставления на ПМПк выдается
родителям (законным представителям) под личную подпись. 3.10. Председатель ППк:

•
организует планирование, утверждает годовой план работы ППк и обеспечивает
систематичность его заседаний;
•
возлагает ответственность за разработку и реализацию программы психологопедагогического сопровождения на специалистов сопровождения;
•
координирует взаимодействие специалистов по реализации программы психологопедагогического сопровождения воспитанника, его родителей (законных представителей),
педагогического коллектива ДОУ, взаимодействие между дошкольным образовательным
учреждением и социальными партнерами (в том числе при отсутствии необходимых кадровых
ресурсов);
•
обеспечивает контроль качества и своевременного исполнения мероприятий,
предусмотренных программой психолого-педагогического сопровождения и рекомендациями
ПМПк.
3.11. Секретарь ППк:
•

ведет отчетную и текущую документацию ППк;

•
оповещает педагогов, родителей (законных представителей), приглашенных на заседание, о
дате, месте и времени его проведения;
•

ведет протокол заседания ППк;

•
координирует взаимодействие Консилиума с ПМПк и другими организациями (при
необходимости).
3.12. Члены ППк (педагог-психолог, социальный педагог, воспитатель и другие специалисты):
•
организуют диагностику для определения уровня актуального развития ребенка, выявления
причин и механизмов трудностей в воспитании, отклонений в развитии и поведении;
•
определяют содержание и формы собственной коррекционно-развивающей работы, а также
формулируют рекомендации для педагогов и родителей (законных представителей) по созданию
оптимальных условий воспитания, обучения, адаптации и социализации детей;
•
участвуют в разработке и реализации программы психолого-педагогического
сопровождения.
3.13. Ведущий специалист (воспитатель или другой специалист) утверждается на весь период
сопровождения приказом заведующего ДОУ:
•

организует подготовку документов к плановым и внеплановым заседаниям ППк;

•
выявляет трудности, которые испытывает воспитанник в различных педагогических
ситуациях, в общении со сверстниками;
•
предоставляет информацию об индивидуальных потребностях воспитанника в организации
режимных моментов, образовательной деятельности, общения и самочувствии;

•
координирует взаимодействие специалистов сопровождения (график работы, встречи,
консультации) с родителями (законными представителями) воспитанника;
•
отслеживает динамику развития воспитанника и эффективность оказываемой ему
психолого-педагогической помощи;
•
доводит обобщенную информацию до сведения специалистов ППк на плановых заседаниях,
а при необходимости выходит с инициативой обсуждения проблем воспитанника на внеплановых
заседаниях.
3.14. Воспитатели, работающие с сопровождаемым воспитанником:
•
исполняют рекомендации ПМПк и ППк при организации образовательной деятельности,
учитывают его индивидуальные особенности;
•
соблюдают специальные образовательные условия, необходимые для сопровождаемого
воспитанниками (организация рабочего места, вспомогательные и технические средства,
специальный дидактический материал, оценивание достижений, темп и объем выполнения
заданий и др.);
•
участвуют в формировании толерантных установок воспитанников и родителей (законных
представителей) к особенностям сопровождаемого воспитанника.
4. Режим деятельности ППк
4.1. Периодичность проведения заседаний ППк определяется запросом ДОУ на обследование и
организацию комплексного сопровождения воспитанников и отражается в графике проведения
заседаний. 4.2. Заседания Консилиума подразделяются на плановые и внеплановые. 4.3. Плановые
заседания ППк проводятся в соответствии с графиком проведения, но не реже одного раза в
полугодие, для оценки динамики воспитания, обучения и коррекции, внесения (при
необходимости) изменений и дополнений в рекомендации по организации психологопедагогического сопровождения воспитанников. 4.4. Внеплановые заседания Консилиума
проводятся:
•
при зачислении нового воспитанника, нуждающегося в психолого-педагогическом
сопровождении;
•
при отрицательной (положительной) динамике воспитания, обучения и развития
воспитанника;
•
при возникновении новых обстоятельств, влияющих на обучение и развитие воспитанника
в соответствии с запросами родителей (законных представителей) воспитанника, педагогических
сотрудников дошкольного образовательного учреждения;
•

с целью решения конфликтных ситуаций и других случаях.

4.5. При проведении ППк учитываются результаты освоения содержания образовательной
программы, комплексного обследования специалистами ППк, степень социализации и адаптации
воспитанников. На основании полученных данных разрабатываются рекомендации для
участников ДОУ по организации психолого-педагогического сопровождения воспитанников. 4.6.

Деятельность специалистов Консилиума осуществляется бесплатно. 4.7. Специалисты,
включенные в состав ППк, выполняют работу в рамках основного рабочего времени, составляя
индивидуальный план работы в соответствии с планом заседаний ППк, а также запросами
воспитанников на обследование и организацию комплексного сопровождения воспитанника. 4.8.
Специалистам Консилиума за увеличение объема работ устанавливается доплата, размер которой
определяется дошкольным образовательным учреждением самостоятельно.
5. Проведение обследования
5.1. Процедура и продолжительность обследования ППк определяются, исходя из задач
обследования, а также возрастных, психофизических и иных индивидуальных особенностей
обследуемого воспитанника. 5.2. Обследование воспитанника специалистами Консилиума
осуществляется по инициативе родителей (законных представителей) или сотрудников ДОУ с
письменного согласия родителей (законных представителей). 5.3. Секретарь Консилиума по
согласованию с председателем ППк заблаговременно информирует членов ППк о предстоящем
заседании, организует подготовку и проведение заседания ППк. 5.4. На период подготовки к ППк
и последующей реализации рекомендаций воспитаннику назначается ведущий специалист
(воспитатель или другой специалист). Ведущий специалист представляет воспитанника на ППк и
выходит с инициативой повторных обсуждений на ППк (при необходимости). 5.5. По данным
обследования каждым специалистом составляется заключение и разрабатываются рекомендации.
На заседании ППк обсуждаются результаты обследования ребенка каждым специалистом,
составляется коллегиальное заключение ППк. 5.6. Родители (законные представители) имеют
право принимать участие в обсуждении результатов освоения содержания образовательной
программы, комплексного обследования специалистами ППк, степени социализации и адаптации
воспитанников.
6. Содержание рекомендаций Консилиума по организации психолого-педагогического
сопровождения воспитанников
6.1. Рекомендации ППк по организации психолого-педагогического сопровождения детьми с
ограниченными возможностями здоровья конкретизируют, дополняют рекомендации ПМПк и
могут включать в том числе:
•

разработку адаптированной образовательной программы дошкольного образования;

•

разработку индивидуального образовательного маршрута воспитанника;

•

адаптацию учебных материалов;

•
разработку инструментария по оценке достижений планируемых результатов освоения
программы коррекционной работы;
•
внесения изменений в коррекционные мероприятия по итогам мониторинга результатов
коррекционно-развивающей работы с воспитанником;
•

другие условия психолого-педагогического сопровождения в рамках компетенции ДОУ.

6.2. Рекомендации ППк по организации психолого-педагогического сопровождения воспитанника
на основании медицинского заключения могут включать условия воспитания, обучения и

развития, требующие организации воспитания и обучения по индивидуальному образовательному
маршруту, медицинского сопровождения, в том числе:
•
организация дополнительной двигательной нагрузки в течение учебного дня (снижение
двигательной нагрузки);
•

предоставление дополнительных перерывов для приема пищи, лекарств;

•

снижение объема обучающих занятий;

•
предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего воспитанникам
необходимую техническую помощь;
•
другие условия психолого-педагогического сопровождения в рамках компетенции
дошкольного образовательного учреждения.
6.3. Рекомендации ППк по организации психолого-педагогического сопровождения воспитанника,
испытывающего трудности в освоении основной образовательной программы дошкольного
образования, развитии и социальной адаптации могут включать в том числе:
•
проведение групповых и (или) индивидуальных коррекционно-развивающих и
компенсирующих занятий с воспитанниками;
•

разработку индивидуального образовательного маршрута воспитанника;

•

адаптацию учебных материалов;

•
разработку индивидуальной профилактической программы в отношении воспитанника с
девиантным поведением;
•

другие условия психолого-педагогического сопровождения в рамках компетенции ДОУ.

7. Права и обязанности участников ППк
7.1. Родители (законные представители) воспитанника имеют право:
•
присутствовать при обследовании воспитанника, принимать участие в заседании ППк при
обсуждении вопроса освоения ребенком содержания образовательной программы, степени его
социализации и адаптации;
•

знакомиться с результатами обследования и коллегиальным заключением;

•
вносить свои замечания и предложения по созданию специальных образовательных
условий;
•
получать консультации специалистов ППк по вопросам реализации мер, необходимых для
разрешения трудностей в развитии, воспитании, обучении, адаптации, включая определение
видов, сроков оказания психолого-педагогической помощи;
•

получать информацию о своих правах и правах детей в рамках деятельности ППк.

7.2. Родители (законные представители) обязаны:

•

неукоснительно следовать рекомендациям ППк (в ситуации согласия с его решениями);

•
обеспечивать посещение воспитанникам коррекционно-развивающих занятий и курсов
специалистов сопровождения.
7.3. Специалисты ППк обязаны:
•
руководствоваться в своей деятельности профессиональными и этическими принципами,
подчиняя их исключительно интересам детей и их семей;
•
применять в своей деятельности современные психолого-педагогические подходы в
воспитании, обучении, развитии и социализации воспитанников;
•
не реже одного раза в полугодие вносить в карту развития воспитанника сведения об
изменениях в состоянии его развития в процессе психолого-педагогического сопровождения;
•
соблюдать конфиденциальность и нести ответственность за несанкционированное
разглашение сведений о детях и их семьях.
7.4. Специалисты ППк имеют право:
•
иметь свое особое мнение по особенностям сопровождения воспитанников, испытывающих
трудности в освоении образовательной программы, развитии и социальной адаптации в рамках
собственной профессиональной компетенции, отражать его в документации ППк;
•
представлять и отстаивать свое мнение об особенностях воспитанников и направлениях
собственной деятельности в качестве представителя дошкольного образовательного учреждения
при обследовании ребенка на ПМПк.
8. Документация ППк в детском саду
8.1. В перечень документации психолого-педагогического консилиума в дошкольном
образовательном учреждении входит:
•

приказ о создании ППк с утвержденным составом специалистов Консилиума;

•

Положение о ППк в ДОУ;

•

график проведения плановых заседаний ППк на учебный год;

•

журнал учета заседаний Консилиума и воспитанников, прошедших ППк;

•

журнал регистрации коллегиальных заключений психолого-педагогического консилиума;

•

журнал направлений воспитанников на ПМПк;

•

протоколы заседания ППк;

•

карта развития воспитанника, получающего психолого-педагогическое сопровождение:

•

результаты комплексного обследования специалистов Консилиума;

•

представление воспитанника на ПМПк;

•

коллегиальные заключения ППк;

•

карта индивидуальных достижений;

•
согласие родителей (законных представителей) на обследование и психологопедагогическое сопровождение.
9. Заключительные положения
9.1. Настоящее Положение о психолого-педагогическом консилиуме является локальным
нормативным актом ДОУ, принимается на Педагогическом совете, согласовывается с
родительским комитетом и утверждается (либо вводится в действие) приказом заведующего
дошкольным образовательным учреждением. 9.2. Все изменения и дополнения, вносимые в
настоящее Положение, оформляются в письменной форме в соответствии действующим
законодательством Российской Федерации. 9.3. Данное Положение принимается на
неопределенный срок. Изменения и дополнения к Положению принимаются в порядке,
предусмотренном п.9.1. настоящего Положения. 9.4. После принятия Положения (или изменений
и дополнений отдельных пунктов и разделов) в новой редакции предыдущая редакция
автоматически утрачивает силу.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 05.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8(928)027-58-94

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».