Положение о взаимодействии с семьями воспитанников

ПРИНЯТО:
На педагогическом совете
МКДОУ «Д/с «Сауле»
Протокол №______
от «___»_________ 2021 г.

УТВЕРЖДЕНО:
Заведующий МКДОУ Д/с «Сауле»
___________ Э.Я.Мурзабекова
Приказ № ____________
от «___»_________ 2021

Положение о взаимодействии с семьями воспитанников
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о взаимодействии МКДОУ «Д/с «Сауле» с семьями
воспитанников разработано в соответствии с ФГОС дошкольного образования,
утвержденным приказом Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013г с изменениями на 21
января 2019 года, Федеральным законом № 273-ФЗ от 29.12.2012г "Об образовании в
Российской Федерации" с изменениями от 2 июля 2021 года, Приказом Министерства
просвещения РФ от 31 июля 2020 г. № 373 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным
программам - образовательным программам дошкольного образования», Семейным
Кодексом Российской Федерации и Уставом дошкольного образовательного учреждения.
1.2. Данное Положение о взаимодействии с семьями воспитанников является локальным
нормативным актом ДОУ и вводится в целях организации новых форм работы с
родителями (законными представителями) детей, вовлечения их в единое пространство
детского развития в дошкольном образовательном учреждении.
1.3. В основе взаимодействия детского сада и семьи лежат сотрудничество, инициатором
которого выступают педагоги дошкольного образовательного учреждения.
1.4.. Настоящее Положение о взаимодействии ДОУ с семьей определяет концептуальные
основы взаимодействия педагогов и родителей, направления, цели, задачи, принципы,
механизмы и направления совместной деятельности для обеспечения комплексного
подхода к формированию ценностных ориентиров у воспитанников дошкольного
образовательного учреждения.
1.6. Положение устанавливает критерии оценки эффективности работы взаимодействия с
семьями воспитанников, критерии оценки эффективности работы дошкольного
образовательного учреждения с семьей, документацию, регламентирует контроль
осуществления взаимодействия.
1.7. Взаимодействие педагогов с семьями воспитанников проходит в рабочее время.
2. Основные направления, цели и задачи работы
2.1. Основные направления работы: работа с работниками ДОУ по организации
взаимодействия с семьей, ознакомление педагогов с системой новых форм работы с
родителями (законными представителями) воспитанников;
повышение педагогической культуры родителей (законных представителей)
воспитанников и формирование традиций семейной культуры;
изучение опыта семьи с целью выяснения ее возможностей в области формирования
ценностных ориентиров;

вовлечение родителей (законных представителей) воспитанников в деятельность
дошкольного образовательного учреждения, совместная работа по обмену опытом.
2.2. Цели взаимодействия:
создание условий для участия родителей (законных представителей) в образовательной
деятельности и поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей,
охране и укреплении их здоровья, а так же вовлечение семей непосредственно в
образовательную деятельность;
сплочение родителей (законных представителей) воспитанников и педагогов дошкольного
образовательного учреждения;
формирование единых ориентиров у детей дошкольного возраста.
2.3. Основные задачи работы:
организация сотрудничества дошкольного образовательного учреждения с семьей;
установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника дошкольного
образовательного учреждения;
создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимной
поддержки;
оказание помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и
укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных
способностей и необходимой коррекции нарушений их развития;
взаимодействие с родителями (законными представителями) воспитанников по вопросам
образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность,
в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на
основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;
осуществление консультативной поддержки родителей (законных представителей) по
вопросам образования и охраны здоровья детей, в том числе инклюзивного образования (в
случае его организации)
активизация и обогащение воспитательных умений родителей (законных представителей)
воспитанников, поддержка их уверенности в собственных педагогических возможностях;
выработка общих взглядов и педагогических установок на воспитание ценностных
ориентиров у детей дошкольного возраста средствами приобщения воспитанников ДОУ к
традиционной культуре;
обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности
родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и
укрепления здоровья детей.
выявление эффективных форм сотрудничества с родителями (законными
представителями) воспитанников и повышение эффективности взаимодействия родителей
и педагогов в области формирования базиса личностной культуры детей;
гармонизация детско-родительских взаимоотношений, оказание помощи в организации
семейного досуга;
повышение правовой грамотности родителей (законных представителей) воспитанников в
области защиты прав и достоинств ребенка;

повышение педагогической компетентности и воспитательной культуры родителей
(законных представителей) воспитанников по всем фундаментальным основам
воспитания: физического, социально-коммуникативного, художественно-эстетического,
познавательного, речевого, технического развития детей;
создание условий для обмена педагогическим и семейным опытом, установления
дружеских взаимоотношений семей.
3. Основные принципы работы ДОУ
3.1. Планирование работы по взаимодействию дошкольного образовательного учреждения
с семьями воспитанников строится в соответствии с принципами. 3.2. Основные
принципы работы дошкольного образовательного учреждения:
принцип гуманизации, предполагает установление подлинно человеческих, равноправных
и партнерских отношений в системе «ДОУ – семья»;
принцип индивидуализации, требует глубокого изучения особенностей семей
воспитанников, а так же создания управляемой системы форм и методов индивидуального
взаимодействия;
принцип открытости, позволяет осознать, что только общими усилиями семьи и
образовательного учреждения можно построить полноценный процесс обучения,
воспитания и развития ребенка.
принцип непрерывности преемственности между дошкольным образовательным
учреждением и семьёй воспитанника на всех ступенях обучения;
принцип психологической комфортности заключается в снятии всех стрессовых факторов
воспитательно-образовательной деятельности, в создании в детском саду эмоциональноблагоприятной атмосферы;
принцип доступности (каждый желающий может участвовать в мероприятиях,
коллективных делах) и открытость (сайт дошкольного образовательного учреждения);
принцип доброжелательности всех участников содружества;
принцип добровольности (в процессе реализации задач и содержания образовательной
программы дошкольного образовательного учреждения не допускается никакого
принуждения).
принцип формирования ценностно-смысловых ориентаций (доброта, красота, познание,
здоровый образ жизни), морально-эстетических ценностей, идеалов художественного
вкуса и творческой самореализации, приобщение детей и их семей к традиционной
культуре;
принцип организации развивающего взаимодействия детей со взрослыми (родителями и
педагогами) и другими детьми (в разно- и одновозрастном коллективах);
принцип тактичности и соблюдения прав родителей (законных представителей)
воспитанников ДОУ на осуществление ведущей роли в воспитании и образовании ребенка
и понимания неизбежной субъективности точки зрения педагогического работника;
принцип личностно-ориентированного подхода и правила «педагогики ненасилия».
4. Организация работы
4.1. Разрабатывается план работы по организации взаимодействия ДОУ с семьями
воспитанников на учебный год, который утверждает Педагогический совет дошкольного

образовательного учреждения. Его содержание определяется задачами, стоящими перед
детским садом и конкретными условиями работы. 4.2. Организация взаимодействия
дошкольного образовательного учреждения и семьи предполагает следующие этапы
работы: изучение семьи с целью выяснения ее возможностей по воспитанию детей;
группировка семей по принципу возможности их нравственного потенциала для
воспитания своего ребенка, других детей группы;
составление программы совместных действий педагога и родителей (законных
представителей);
анализ промежуточных и конечных результатов их совместной воспитательной
деятельности.
4.3. Требования к организации взаимодействия ДОУ и семьи:
целенаправленность (каждое мероприятие направлено на достижение конкретной цели по
предупреждению типичных ошибок родителей воспитанников);
планомерность и систематичность (непрерывность, последовательное усложнение и
расширение круга проблем, комплексный подход в формировании системы ценностных
ориентиров и развитию личности ребенка);
конкретный и дифференцированный подход (учет различия в системе общечеловеческих и
традиционных для той или иной культуры, нации или религии ценностей).
4.4. Общепедагогические и специфические условия к организации взаимодействия ДОУ и
семьи: сочетание индивидуального подхода к каждой семье с организацией работы со
всеми родителями (законными представителями) группы;
взаимосвязь разных форм работы с родителями (законными представителями)
воспитанников дошкольного образовательного учреждения;
одновременное влияние на родителей (законных представителей) и детей, позволяющее
сформировать ценностно-ориентированные отношения;
обеспечение в работе с родителями (законными представителями) определенной
последовательности, системы согласования личных, индивидуальных и общественных,
общечеловеческих ценностей;
учет своеобразия условий жизни и ценностей каждой семьи, возраста родителей, уровня
подготовленности к решению вопросов воспитания на основе приобщения детей к
ценностям традиционной культуры;
ценностно-ориентированный характер взаимоотношений работников дошкольного
образовательного учреждения с родителями (законными представителями)
воспитанников: доверие во взаимоотношениях между педагогами и родителями;
соблюдение такта, чуткости, отзывчивости по отношению к родителям (законным
представителям) воспитанников дошкольного образовательного учреждения.

4.5. Методы и формы организации взаимодействия с родителями:
посещение семей на дому;
анкетирование;
наглядная пропаганда педагогических знаний;
родительские собрания (показ занятий-бесед, обсуждение увиденного и ранжирование
своих впечатлений, выработка общих ценностных установок, раздача памяток по теме
собрания); консультации, инструктажи, папки-передвижки; семинары-практикумы;
презентации опыта работы;
дни открытых дверей (открытые просмотры образовательной деятельности);
круглые столы; деловые игры; тренинги; почта доверия; семейные проекты; творческие
проекты; тематические выставки художественного творчества, фестивали, конкурсы;
вечера вопросов и ответов (концентрированная педагогическая информация по самым
разнообразным вопросам, в том числе и по формированию ценностных установок детей);
совместные праздники, досуги, развлечения, спектакли.
4.6. Организация методической работы с педагогами:
семинары-практикумы, консультации для педагогов (подготовка и проведение
родительских собраний, повышение активности родителей и формирование ценностноориентированного общения детей и взрослых в семье и детском саду, рекомендации по
подготовке и проведению нетрадиционных форм работы с родителями, современные
методики воспитания и обучения детей).
4.7. Методы и приемы сотрудничества ДОУ с семьей:
методы активизации: выявление и формирование запроса родителей, поиск форм и
методов реализации, корректировки;
методы организации совместной деятельности (планирование, организация и контроль);
методы формирования рефлексии (самоанализ и самооценка, коллективное обсуждение
результатов сотрудничества, экспертная оценка).
5. Внутреннее и внешнее взаимодействие ДОУ и семьи
5.1. Внутреннее взаимодействие - активное взаимодействие всех участников
образовательных отношений в дошкольном образовательном учреждении, формирование
партнерского сообщества работников, детей и их родителей (законных представителей)
воспитанников. 5.2. Условия внутреннего взаимодействия:
создание в ДОУ атмосферы общности интересов педагогических работников и родителей
(законных представителей) воспитанников, их эмоциональной взаимной поддержки;

переориентация педагогов во взаимоотношениях с родителями с назиданий и поучений на
партнерство и поддержку их педагогических возможностей, взаимопроникновение в
проблемы друг друга;
соблюдение принципа единства воспитательных воздействий дошкольного
образовательного учреждения и семьи;
тактичность и соблюдение прав родителей (законных представителей) воспитанников на
осуществление ведущей роли в воспитании и образовании ребенка и понимание
неизбежной субъективности точки зрения педагога.
5.3. Внешнее взаимодействие - взаимодействие детско-родительского и педагогического
коллектива дошкольного образовательного учреждения с общественными и социальными
структурами: общеобразовательной школой, домом культуры, музыкальной школой,
краеведческим музеем, другими дошкольными образовательными учреждениями.
6. Обязательства ДОУ в рамках взаимодействия с семьями воспитанников
6.1. Информировать родителей (законных представителей) воспитанников и
общественность относительно целей дошкольного образования, общих для всего
образовательного пространства Российской Федерации, а также основной
образовательной программы дошкольного образования, и не только семьи, но и всех
заинтересованных лиц, вовлечённых в образовательную деятельность. 6.2. Обеспечивать
открытость дошкольного образования. 6.3. Создавать условия для участия родителей
(законных представителей) воспитанников в образовательной деятельности. 6.4.
Поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и
укреплении их здоровья. 6.5. Обеспечивать вовлечение семей непосредственно в
образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных
проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки
образовательных инициатив семьи. 6.6. Создавать условия для родителей (законных
представителей) по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию
образовательной программы дошкольного образования, в том числе в информационной
среде, а также для обсуждения с родителями (законными представителями)
воспитанников вопросов, связанных с ее реализацией.
7. Критерии оценки эффективности работы ДОУ с семьей
7.1. Изменение характера вопросов родителей (законных представителей) воспитанников
к воспитателям, старшему воспитателю, заведующему ДОУ, как показатель роста
педагогических интересов, знаний о воспитании детей в семье, желание их
совершенствовать. 7.2. Рост посещаемости родителями (законными представителями)
воспитанников мероприятий по педагогическому просвещению, стремление родителей
анализировать собственный опыт и опыт других родителей (законных представителей).
7.3. Изменение микроклимата в семьях в положительную сторону. 7.4. Проявление у
родителей осознанного отношения к воспитательной деятельности, стремление к
пониманию ребенка, анализу своих достижений и ошибок, использование родителями
педагогической литературы, участие родителей в клубах, объединениях, семейных
конкурсах, праздниках, организуемых в дошкольном образовательном учреждении. 7.5.

Осознание взрослыми членами семьи не только практической, но и воспитательной
значимости их помощи ДОУ в педагогической деятельности. 7.6. Положительное
общественное мнение родителей (законных представителей) воспитанников о воспитании
детей в дошкольном образовательном учреждении. 7.7. Критерии анализа годового плана:
планирование задач на диагностической основе с учетом анализа достижений и
трудностей в работе с семьей за прошлый год;
учет интересов и запросов родителей (законных представителей) воспитанников при
планировании содержания мероприятий;
разнообразие планируемых форм работы;
планирование работы по повышению профессиональной компетентности педагогических
кадров по вопросам взаимодействия с семьей;
разнообразие форм методической помощи педагогическим работникам ДОУ в вопросах
взаимодействия с семьей (педагогические советы, семинары, работа в творческих группах,
консультации, деловые игры, тренинги и т.д.);
выявление, обобщение, внедрение успешного опыта работы отдельных педагогов с
семьями воспитанников;
выявление передового опыта семейного воспитания и распространение его в дошкольном
образовательном учреждении.
7.8. Критерии анализа планов воспитательно-образовательной работы педагогов:
планирование содержания мероприятий на основе учета интересов, нужд, потребностей
родителей (законных представителей) воспитанников;
разнообразие планируемых форм работы с семьей.
7.9. Критерии анализа протоколов родительских собраний:
разнообразие тематики и форм проведенных собраний;
отражение в протоколе активности родителей (вопросы, пожелания, предложения со
стороны родителей);
учет мнения и пожеланий родителей (законных представителей) воспитанников при
организации последующих мероприятий в дошкольном образовательном учреждении.
8. Контроль
8.1. Взаимодействие с семьями воспитанников является одним из звеньев по реализации
основной образовательной программы дошкольного образовательного учреждения. 8.2.
Контроль над организацией взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников
осуществляется заведующим и старшим воспитателем дошкольного образовательного
учреждения в соответствии с настоящим Положением. 8.3. Старший воспитатель в рамках
контроля имеет право:

посещать групповые родительские собрания с заблаговременным информированием об
этом воспитателя;
изменить планирование работы по взаимодействию с родителями (законными
представителями) воспитанников по производственной необходимости;
привлекать родителей воспитанников к мероприятиям (выставкам, конкурсам и т.д.) в
дошкольном образовательном учреждении.
8.4. Координатором внутренних и внешних взаимодействий детского сада и развития
партнерства является Совет ДОУ - постоянный коллегиальный орган управления, в состав
которого избираются работники дошкольного образовательного учреждения, родители,
представители Учредителя. 8.5. Совет дошкольного образовательного учреждения имеет
полномочия:
определение основных направлений развития дошкольного образовательного учреждения;
организация работы по защите прав и интересов участников образовательных отношений;
контроль над соблюдением надлежащих условий обучения, воспитания и труда в детском
саду, сохранения и укрепления здоровья воспитанников и работников;
поддержка общественных инициатив по совершенствованию и гармоничному развитию
воспитанников дошкольного образовательного учреждения;
участие в рассмотрении конфликтных ситуаций между участниками образовательных
отношений в случаях, когда это необходимо.
9. Документация
9.1. Каждый педагогический работник ДОУ имеет документацию, отражающую основное
содержание, организацию и методику работы по взаимодействию с семьями
воспитанников. 9.2. В перечень документации включены:
планы работы с родителями (законными представителями) воспитанников по
дошкольному образовательному учреждению на учебный год;
протоколы групповых родительских собраний;
конспекты мероприятий;
отчеты педагогов о проведенных педагогических наблюдениях, диагностических
исследованиях, анкетировании с выводами, мониторинге;
протоколы заседаний Совета дошкольного образовательного учреждения.
9.3. Итоговое заседание Педагогического совета предполагает заслушивание отчета о
проделанной работе по взаимодействию с семьями и перспективах дальнейшей
деятельности. 9.4. Документация хранится в дошкольном образовательном учреждении в
течение 3 лет.

10. Заключительные положения
10.1. Настоящее Положение является локальным нормативным актом, принимается на
Педагогическом совете, согласовывается с Родительским комитетом и утверждается (либо
вводится в действие) приказом заведующего дошкольным образовательным учреждением.
10.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в
письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской
Федерации.
10.3. Настоящее Положение о взаимодействии ДОУ с семьями воспитанников
принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к Положению
принимаются в порядке, предусмотренном п.10.1 настоящего Положения.
10.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и
разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.

Согласовано с Родительским комитетом
Протокол от ___.____. 20____ г. № _____


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 05.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8(928)027-58-94

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».